ПЯТНИЦА - ДЕНЬ ПОЧИТАНИЯ ЛАКШМИ
ВИШНУ И ЛАКШМИ
Лакшми - Супруга Вишну. Она прекрасна, как десять миллионов встающих солнц, и является воплощением чувственности.
Лотосоглазая и украшенная лотосами,
Она - Вечная Повелительница всех существ. Она сидит на коленях Вишну и является покровительницей процветания.
Лакшми Тантра
В качестве Хранителя Вишну хранит Божественный замысел, рожденный в пламени мудрости. Он возрождает вселенную все-исцеляющим светом Мудрости. Лакшми служит вместе с Ним в роли Хранителя. Ее мудрость раскрывается в благословениях, несущих процветание и осаждение изобильной жизни. Она владеет рогом изобилия и несет удачу. Она воплощает Божественное сострадание и вступается за нас перед Своим супругом.
Лакшми – Шакти Вишну (внешняя энергия). Она сопровождает Вишну во всех Его воплощениях, как Камала, когда Вишну явился как Вамана (карлик), как Дхарини, когда Вишну родился как Парашурама, как Сита, супруга Рамы, Радха, как возлюбленная Кришны.
Как говорят, Лакшми одаривает благословениями тех, кто почитает Её супруга.
Вишну олицетворяет Собой - Сверхсознание, стабилизирующее и поддерживающее, недвойственную основу, в которой все пребывает. И почитать супруга Вишну в контексте Лайя-йоги означает почитать Брахман, высший принцип недвойственности. Это означает пребывать в должной осознанности и медитации, и за счет этой должной осознанности и медитации развивать в себе различные качества и силы.
Именно тогда все санкальпы и намерения йогина будут воплощаться, он сможет достигать успеха, его творческие духовные силы будут возрастать.
Вот, что пишется в Вишну-пуранах относительно союза Лакшми и Вишну:
«16. Вечна и не проходящая Мать Мира - Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду, так и Она, о высший из дваждырожденных.
17. Вишну – смысл (слова), Она – его звучание, Хари – руководство, Она – благое поведение, Вишну – вразумление, Она – (о)сознание, Он – дхарма, Она – благоедеяние.
18. Вишну – творец, Она – творение; Хари – Держатель земли, Она – земля; Бхагаван – радость, а Лакшми – постоянная удовлетворенность, о Майтрея.
19. Шри – желание, а Бхагаван – любовь, Он – жертвоприношение, Она – жертвенный дар; Богиня – приношение в жертву очищенного масла, Джанардана – (жертвенная) лепешка из молотого риса.
20. Лакшми, о отшельник, – храм для женщин, а Губитель Мадху – храм для мужей; Лакшми – (жертвенный) алтарь, Хари – столб, (к которому привязывают жертву); Шри – топливо, а Бхагаван – (трава) куша.
21. Бхагаван – воплощенная Самаведа, а Пребывающая в лотосе – ритм (стихов Самаведы), Лакшми – жертва Богам, а Покровитель мира Васудева – (жертвенный огонь).
22. Бхагаван Гаури есть Шанкара, а Шри – (Его супруга) Гаури; Кешава – солнце, о Майтрея, а Пребывающая в лотосе – Его свет.
23. Вишну – сонм питаров, а Падме (Их супруга) – жертва питарам, постоянная дарительница питания; Шри – небо, а Вишну, явленная сущность всего – широко раскинувшееся пространство.
24. Покровитель Шри – месяц, а Шри – Его вечное сияние; Лакшми – опора мира, Хари – всюду проникающий воздух.
25. Говинда – океан, о дваждырожденный, а Пребывающая в лотосе – Его берег; Губитель Мадху – Предводитель Богов (Индра), а Лакшми – (Его супруга),воплощенная Индрани.
26. Держатель диска – Яма, а Пребывающая в лотосе – находящаяся перед Ним (Его супруга) Дхуморна; Бог Повелитель Шри – Сам Дханешвара (Владыка богатств), а Шри – (Его супруга) Риддхи (Возрастание).
27. Лакшми – Гаури, о наделенный великой долей, Кешава – Сам Варуна; Шри – войско Богов. Хари – Предводитель войска Богов, Его защитник.
28. Держащий в руке палицу – дух бытия, а Лакшми – энергия-шакти, о лучший из дваждырожденных, Лакшми есть каштха, Он – нимеше; Он – мухурта, Она – кала.
29. Лакшми – лунный свет, а Хари (являющий Собой) все и Правитель всего – светильник; Мать Мира Шри – лиана, Вишну – дерево, (вокруг которого) Она обвивается.
30. Шри – ночь, а бог, Держатель диска и палицы – день; наделяющий дарами Вишну – жених, в Пребывающая между лотосов – невеста.
31. Исконный образ Бхагавана – реки (персонифицированные как мужчины), а исконный образ Шри – реки, (персонифицированные как женщины); лотосоокий – древко, а Пребывающая в лотосе – знамя.
32. Лакшми есть жажда (наслаждений), а Хозяин мира, Высший Нараяна – (удовлетворение) вожделения, Лакшми и Говинда подобны наслаждению и (любовной) страсти, о знаток дхармы.
33. Но к чему много слов?! Бхагаван Хари - есть (Все), что среди Богов, животных, людей и прочих именуется мужчиной, а Лакшми – (Все), что именуется женщиной. И, кроме Них, о Майтрея, нет ничего иного».
«Вишну Пурана», гл.8
Вишну для нас олицетворяет воззрение и осознавание само по себе, непоколебимый ум, который оставляет «все как есть» и покоится в своей природе.
Он – принцип сохранения мира и также является олицетворением царствования, поэтому Его часто величают Царём. Именно Вишну осуществляет баланс, равновесие и стабильность элементов во вселенной.
Таким же образом царь – естественный ум – осуществляет баланс элементов в физическом теле, поскольку естественный ум воплощает торжество естественного состояния над всеми элементами.
Лакшми описывают, как скромную жену. Там, где Она присутствует, царская власть процветает, а где Её нет – царская власть слабеет и исчезает, поэтому Она является воплощением царской власти.
Она олицетворяет собой принцип активной интеграции сознания со всеми внешними восприятиями (сахаджья-спанду), принцип осознанности, благодаря генерации которого обнаруживается пустота всех восприятий и их не отдельность от сознания.
Лакшми преданная, Она скромная и любящая, Она не гуляет далеко Сама по Себе без Своего Господина – осознанности. Лакшми всегда рядом с естественным состоянием (сахаджьей).
Лакшми подчинена Своему господину и без него ничего не делает. Все Её действия – это служение. Она олицетворяет энергию, которая исходит из чистого ума, находящегося в присутствии, которая никогда не движется сама по себе. Поэтому Её изображают меньше ростом или массирующую стопы Вишну. Лакшми олицетворяет Собой принцип служения энергии естественному уму.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что союз Вишну и Лакшми, это нечто гораздо большее отношений обычных мужчины и женщины. Это единая колоссальная, глобальная, вселенская энергия, благодаря которой поддерживается, преображается и развивается все мироздание.
В одном тантрическом тексте Лакшми говорит о Себе:
«Подобно маслу, что поддерживает горение светильника, Я питаю чувства живых существ живительными соками своего сознания».
Лакшми наделяет нас нектаром Божьего сознания, когда мы обретаем Её благосклонность.
Гуру Свами Вишнудеванада Гири о союзе Вишну и Лакшми