ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ПОЧИТАНИЯ ВЕЛИКОГО ГОСПОДА ШИВЫ
Шива — Благой, Приносящий Счастье и
наиболее известные Его имена:
Бхутешвара — Господин бхутов
Вишванатха — Владыка Всего
Гангадхара — Носящий Гангу
Гириша — Властитель гор
Джатадхара — Носящий копну (волос)
Ишана — Властитель
Ишвара — Господин
Капаламалин — С гирляндой из черепов
Махеша — Великий Владыка
Нилакантха — С синей шеей
Панчанана — Пятиликий
Стхану — Твёрдый
Трилочана — Трёхглазый
Чандрашекхара — Увенчанный месяцем
Хара — Уносящий
Шанкара — Благодетельный
В индуистской мифологии один из верховных Богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в Божественную триаду (Тримурти). В качестве самостоятельного Божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 г. до н. э.), однако истоки Его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (III—II тысяч., до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого Божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Шивы в Его функции «хозяина животных» - Пашупати. Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры — Шива стал основным именем Бога, и наоборот, Его былое имя Рудра — эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа, Шива первоначально был отстранён от жертвоприношений Богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как Ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Шиве были синтезированы черты различных арийских и неарийских Богов с Их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шивы и отражены в Его эпитетах. Шива — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); Ему приносят человеческие жертвы, и Он же — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров — Трипуру. Вместе с тем для Своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива — Высшее Существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева — Великий Бог, Махешвара — Великий Господин, Бхава — Сущее и т. п.
Воплощением космической энергии Шива, регулирующей мировой порядок, является Его оргиастический танец — «Тандава», который Шива в качестве Натараджи — Царя Танца, исполняет вместе со Своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другой легенде, Шива покорил Своим танцем 10 000 враждебных Ему аскетов. Те вначале пытались Ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для Себя накидку; они наслали на Него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все Боги признали над собой власть Шивы.
Созидающие аспекты образа Шивы воплощены в Его основном символе — линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива — Верховный Бог и Творец Мира.
Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из Них почитать творцом, перед Ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но Оба не достигли цели. Тогда Они признали Шиву величайшим из Богов. Сходный аспект культа Шивы отражён также в представлении о Нём, как о двуполом существе — Ардханаришваре, с правой — мужской и левой — женской половинами.
Будучи Богом-создателем, Шива — одновременно и Бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где Ему отведена роль уничтожителя мира и Богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы:
- Тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра, исторгнутый изо рта Шивы ради разрушения жертвоприношения Дакши;
- Имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Шивы для уничтожения Раху;
- Бхайрава («ужасный») — чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме.
Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у Него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве Великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.
Посредине лба Шивы — третий глаз, который появился у Него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шивы особенно губителен: его пламенем Он сжёг Бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива, когда Она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью Своих вод Она не разрушила землю. С тех пор, как Шива во время пахтанья Богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, Его шея — стала синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у Него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках Он держит:
трезубец (тришулу),
маленький барабан в форме песочных часов (дамару),
боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу),
лук (аджагаву),
сеть (пашу),
антилопу и т. д.
Со Своей женой, имеющей множество ипостасей - Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Шива живёт на вершине Кайласы. У Него два сына: Бог войны Сканда и предводитель Его свиты (ганы) слоноподобный Бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Шивы и Его постоянный помощник — бык Нандин. В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Шивы.