12 ВИДОВ БРАКА СОГЛАСНО ИНДУИЗМУ
Начнём с 8 видов браков, перечисленных в древнеиндийских законах - "Ману Смрити' - Законы Ману, созданные около 2 в. до н.э. - 2 в. н.э. - упомянем и другие, существовавшие в Индии.
8 видов брака:
1. Брак Брахма (Брахма – Бог Творец мира) – когда девушку выдают с установленным обычаем приданным за мужчину того же сословия, по священным ритуалам. Священник читает молитвы, проводит священное жертвоприношение, жених и невеста четырежды или семь раз обходят священный огонь. И много других важных обрядов.
2. Брак Дайва – отец отдаёт дочь жрецу, совершившему для него важное жертвоприношение.
3. Брак Арша – невесту выдают без приданного, даже требуют выкуп, корову или быка.
4. Брак Праджапатья (праджапатья – название важного жертвоприношения, так же есть Праджапати – основатель рода людей, зятем которого был Бог Шива) – девушку выдают замуж без приданного, но и выкуп у жениха не требуют.
5. Брак Гандхарва (гандхарвы – музыканты из мира Богов) – обычно тайно, соглашение между мужчиной и женщиной, влюбленными, только с их устными обещаниями друг другу. Случался часто, особенно у молодых, но осуждался, ибо самопроизвол сей случался без уведомления родителей и, следовательно, без их благословений.
6. Брак Асура (асуры – вид высших демонов, они властолюбивы, любят войну, но при этом у них есть свой наставник, которого они уважают и к которому сколько-то прислушиваются) – с выкупом невесты.
7. Брак Ракшаса (ракшасы – низшие демоны, чудовища, очень кровожадные, властолюбивые, без каких-либо принципов, поедающие людей) – когда невесту похитили, и она уже должна согласиться на свадебные обряды или вообще без обрядов, ибо обесчещена и домой уже не вернуться. Ну, а мало ли что уже было между ею и похитителем? А иметь больше одного мужчины – не пристойно.
8. Брак Пишачи (пишачи – низшие демоны, кровожадные, едят людей) – совращение пьяной, сонной или слабоумной девушки.
Впрочем, имели место и такие виды брака, как Сваямвара и многомужество.
Сваямвара – церемония, когда девушка сама выбирает себе жениха из приглашенных отцом: смотрит, как претенденты проходят суровые испытание, устроенные родителями, возможно, сама кое-что задает, для проверки ума, ловкости и мощи женихов, а потом одевает избраннику на шею большое ожерелье из цветов.
Обычно Сваямвару устраивали для девушек из царских семей. Известны описания Сваямвары из классической литературы, такие, например, как Сваямвара Драупади и её трагические последствия.
На своей Сваямваре Драупади отказала мнительному царевичу Дурьодхане, наследнику великой династии, и его приятелю Карне, выбрав красивого и ловкого отшельника, то есть, переодетого царевича Арджуну. За что Дурьодхана ей отплатил через несколько лет, выиграв в кости и велев раздеть в публичном зале. За то Драупади прокляла всю династию, из которой вышел Дурьодхана, на погибель, да и мужья Драупади позже отомстили, устроив великую битву.
Хотя среди древних, известных и популярнейших индийских эпосов есть «Махабхарата» - длинная история о царевне Драупади, ставшей женой пятью братьев Пандавов. Но это скорее исключение, поскольку даже в эпосе Драупади называли распутной женщиной и падшей.
В реальной же жизни многомужество бывает в Тибете и у бедных людей, когда, например, в горах мало плодородной земли, а в семье несколько сыновей, детей сложно много прокормить – и для экономии ресурсов братья берут одну жену на всех, так, заодно, и количество детей сокращается само собой – одно жена только по ребенку в год нарожает.
И, наконец, в целом уважаемый вид брака, особенно популярный у царей и аристократов – многоженство. Та, на которой первой женился мужчина, считалась самой старшей и главной. Старшей сестрой должна была считаться для последующих жен. И, соответственно, младшие жены должны были её уважать, как старшую сестру, ей подчиняться. Сыновья жен считались братьями друг другу. Но, разумеется, не всегда жили дружно с братьями по другим женам отца, да и матери могли настраивать детей против сводных братьев и сестёр.
Впрочем, иногда мужчина просто брал женами девушек, приходившихся друг другу сестрами.
Например, яркая история из вышеупомянутого эпоса «Махабхараты», когда великий воин и советник царя Дритараштры – Бхишма – приехал сватать своему царю жен-царевен, на их Сваямвару явился и всех победил. Отец трех девушек впечатлился и велел дочерям выйти за Бхишму. Бхишма смущенно уточнил, что сам дал обет безбрачия, а за невестами приехал для царя. На том посол и отец девушек и порешили.
И, наконец, брак с Божеством.
Дочерей родители дарили или продавали в храм, чтобы они стали женами Богов. То есть, стали дэвадаси и исполняли танцы перед статуей Божества храма, стоящей в святилище, выступали на праздниках.
Увы, практически это порою вытекало в свадебную ночь с главным жрецом храма или даже последующее с ним сожительство. Или, в худшем случае, жрецы могли уступить храмовую танцовщицу кому-то из богатых верующих, за плату.