ПОНЕДЕЛЬНИКОМ УПРАВЛЯЕТ ЧАНДРА
ВРАТА КАТХА ДЛЯ ЛУНЫ
Служитель Луны вышел вперед и начал свою речь:
— Сила и власть Луны превыше всякого разумения. Луна — это ум всего сущего, повелитель чувств и ощущений, и тот, кто неустанно возносит Ему молитвы, избавляется от всех недугов и обретает счастье. Среди лунных созвездий ведического зодиака, называемых накшатрами, Луна — это Бог, воплощённый в лунном облике, и великое достоинство Его приумножает Сам Шива, владыка горы Кайлаш, Чей лоб увенчан серпом молодого месяца. Потому и говорят, что Луна это восьмая часть инкарнации Благородного Бога Шивы.
Владыка ночи Луна — распорядитель ритуалов и прибежище для предков. Тот, кто преданно служит Богам, почитает предков и пьёт священный напиток Сому в дни жертвенных обрядов в честь Сомы, всенепременно попадает на Луну, оставив этот мир. Веды гласят, что Луна и есть не кто иной, как «царственная Сома — пища Богов». Дух жертвы, принесённой Соме, поднимается ввысь, к Луне. Как Бог растений и роста, Луна изливает нектар Сомы на все растения в мире, питая их, дабы они, в свою очередь, стали пищей другим. Луна — властитель всех мировых вод и управляет солёным вкусом. Он правит приливами, хранит, накапливает и проливает дожди.
Луна сияет ослепительной белизной йогурта, перламутровой раковины или росы, и вся пища взрастает благодаря этому свету. Он светловолос, юн и удачлив; текучий, словно вода, Он то прибывает в теле, то убывает. Миролюбив и приятен наружностью и нравом, Он обладает стройными, хотя и округлыми формами тела. Руки и ноги Его изящны, глаза прелестны. Он мудр, и речи Его умны, кротки и благозвучны. Луна обладает смешанной конституцией капха-вата. Непостоянный, Он вечно скитается, нигде не задерживаясь подолгу. По природе Своей Он - вайшья. В теле человека Он властвует над кровью; имея природу семени, Он полон страсти. Тот, кто ищет любовных наслаждений, должен поклоняться Луне.
Луна — повелитель северо-запада, Ему принадлежат понедельник и созвездие Рака в солнечном зодиаке. Его называют Мерцающей каплей золота в небе (Инду), Светозарным (Чандра), Творцом ночи, Светилом с прохладными лучами, Творцом снега, Главным среди брахманов, Несущим знак зайца, Сомой, Супругом Накшатр и Оленеоким. Внушающий всем любовь, Он носит имя Друг Мира. Луч Солнца, именуемый Сушумной, заставляет Луну прибывать день за днём в течение двух недель, пока не наступит Полнолуние. Лучи Солнца испепеляют, лунный же свет дарует покой и прохладу и питает тело. Начиная со дня Полной Луны, Боги пьют Сому из лунной чаши во все дни второй половины месяца, пока не исчерпают её до дна; предки же наши пьют её в день Новолуния. Луна обладает природой Сомы. Он был рождён из слёз радости, которые лились из глаз риши Атри, сына Брахмы, рождённого из Его ума.
Рождение Луны произошло благодаря Анасуе (Беззлобной), супруге риши Атри. Однажды верховные Боги Вселенной решили испытать её непорочность. Явившись к ней в дом, как гости, они бесстыдно потребовали, чтобы она подавала им пищу и прислуживала им обнажённой. В ответ эта умная женщина обратила могущественных Богов в крошечных младенцев и, сбросив одежды, накормила гостей молоком из своей груди, а затем снова сделала их взрослыми. Поражённые мудростью Анасуи и весьма довольные тем, как она поступила, Боги благословили её, посулив, что дети её не будут иметь себе равных. С благословения Шивы родился вспыльчивый риши Дурвасас. По слову Вишну появился на свет Даттатрея — бессмертный, который стал первым агхори в мире.
Благодеянием Брахмы же стало рождение Луны. А произошло это так: риши Атри простоял с воздетыми вверх руками, неподвижно и даже не моргая, три тысячи лет. За этот срок тело его так насытилось Сомой, что сам он превратился в Сому и поднялся в небо. Сок Сомы переполнял его и сочился из глаз, наполняя небеса чудесным сиянием. Богини десяти сторон света собрались вместе, чтобы собрать этот сок в своё общее лоно, однако долго удерживать его не смогли. Он выпал на землю и обрёл форму Луны, после чего Брахма поместил Его в колесницу. И стали Ему поклоняться все небожители. Впоследствии Он взял в жены все двадцать семь накшатр, начиная с Криттики, и это едва не погубило Его.
Чандра был женат на двадцати семи сёстрах-накшатрах, но предпочтение отдавал лишь одной — Рохини. В её доме Он всегда и оставался. И всякий, кто бы ни обратил свой взор на небеса в те дни, видел Луну всегда полной и неподвижной в созвездии Рохини.
Остальные двадцать шесть жён, конечно же, были недовольны: каждой из них хотелось наслаждаться обществом своего мужа. Они умоляли Его навещать и их. Но Луна, влюблённый до безумия в Рохини, не обращал внимания на их просьбы. Тогда накшатры с плачем обратились к своему отцу, главе рода Дакше. Возмущённый донельзя, Дакша потребовал от зятя вести себя, как подобает. Так повторилось дважды.
Третья жалоба дочерей вывела его из себя, и Дакша проклял Луну, наслав на него чахотку. День ото дня Тот становился слабее и убывал, теряя свой блеск и сок. Никакие жертвоприношения не могли исцелить Его. Все растения в мире завяли, и вскоре стало чахнуть всё живое, лишившись пропитания. Небожители, встревоженные тем, что жизнь на земле приходит в упадок, решили вступиться за Луну, и Дакша смягчился, вняв их мольбам. Он обещал, что избавит уже изрядно истаявший лунный диск от недуга на полмесяца — но при условии, что Луна будет вести Себя достойно. С тех пор Луна и несёт это наказание, то прибывая, то убывая, и проводит по одному дню и одной ночи в месяц у каждой из Своих жён.
И нам, не следует забывать о том, что приключилось с Владыкой Луной. Выбирая себе любимцев среди тех, к кому обещали относиться на равных, мы рискуем навлечь на себя проклятие. А те, кто без меры предается любовным утехам, могут подвергнуть себя иссушающей болезни — чахотке, тому самому недугу, который явился в мир с проклятием Дакши.